Основания для закрытия ИП
Основания для закрытия ИП условно можно разделить на две категории:
- По решению самого предпринимателя. Если ИП по какой-то причине больше не хочет заниматься собственным бизнесом, он может его закрыть. Для этого придется погасить все долги, уволить работников и оформить необходимые документы.
- По решению государственного органа:
- Налоговой службы — у ФНС есть право исключить предпринимателя из ЕГРИП в том случае, если он не сдает отчетность в течение 15 и более месяцев и при этом имеет непогашенную налоговую задолженность.
- Суда — соответствующее решение принимается, например, в том случае, если ИП не может самостоятельно погашать долги, в связи с чем суд признает его банкротом.
Как подготовиться к закрытию ИП
Чтобы закрыть ИП, нужно привести в порядок дела и документы. Впрочем, налоговая не может отказать в исключении предпринимателя из ЕГРИП только на основании незакрытых долгов. Перед обращением в ФНС нужно:
- Принять решение о прекращении деятельности в качестве ИП. Оформлять его документально необязательно — закон на этот счет никаких указаний не содержит.
- В течение месяца со дня принятия решения об упразднении ИП передать в территориальное отделение СФР сведения о работниках предпринимателя (придется заполнить необходимые разделы формы ЕФС-1). Подробнее о ЕФС-1 мы писали в статье.
- Уведомить службу занятости населения о предстоящем увольнении сотрудников в связи с ликвидацией (не менее чем за две недели до увольнения — п. 2 ст. 25 закона «О занятости…» от 19.04.1991 № 1032-1) и предупредить об этом самих работников (не менее чем за два месяца до увольнения — ч. 2 ст. 180 ТК РФ).
- Рассчитать размер страховых взносов за сотрудников и погасить недоплату (при ее наличии). Расчет и форма 6-НДФЛ подаются в налоговую. Также в налоговую следует сдать персонифицированные сведения. Об этой новой форме с 2023 года мы рассказали здесь.
- Направить заявление о снятии с учета в территориальное отделение СФР, а также копии приказов об увольнении работников (подп. 3 п. 3 ст. 6 федерального закона «Об обязательном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
- Закрыть расчетный счет в банке.
- Снять с учета онлайн-кассу (если вы ее регистрировали) — для этого нужно подать в налоговую соответствующее заявление.
- Уплатить фиксированные взносы за себя, сдать налоговые декларации и другую отчетность, заплатить налоги.
- Подготовить пакет документов, необходимых для закрытия ИП, и передать их в ФНС.
Все перечисленные действия нужно выполнять только в том случае, если у вас есть наемные работники. Если работников нет, шаги, направленные на взаимодействие с фондами, вы пропускаете.
Какие документы понадобятся
Чтобы закрыть ИП, понадобятся следующие документы:
- Заявление о регистрации прекращения деятельности в качестве ИП, составленное по форме Р26001. О том, как его заполнить, расскажем ниже.
- Документ об уплате госпошлины (ее нужно платить только в том случае, если вы подаете документы непосредственно в налоговую на бумажном носителе).
- Справка из Социального фонда России о том, что вы передали им сведения о застрахованных лицах (нужна только в том случае, если у вас есть наемные работники). Справку можно и не подавать — в этом случае налоговики сделают запрос в СФР самостоятельно.
Заполнение заявления по форме Р26001
Форма заявления на ликвидацию ИП Р26001 унифицированная — она закреплена приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. Новая форма действует с 25.11.2020. Ее можно заполнить на компьютере или от руки — черными чернилами, разборчиво и без исправлений. В заявлении указывают номер телефона заявителя и адрес электронной почты — на нее придет результат обращения в налоговую. Раздел 3 формы заполнять не нужно — это сделают сотрудники налоговой при приеме документа.
Кликнув по картинке ниже, вы можете бесплатно скачать бланк и образец такого заявления:

Уплата госпошлины
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ размер госпошлины, которую следует уплатить при закрытии ИП, составляет 160 рублей (20 процентов от размера пошлины, взимаемой при регистрации ИП; ее размер составляет 800 рублей). Можно сэкономить, подав документы не на бумажном носителе, а через интернет — в этом случае платить не придется (подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
Документ об оплате нужно приложить к заявлению по форме Р26001 — налоговая примет (п. 3 ст. 333.18 НК РФ):
- платежное поручение с отметкой об исполнении, если платили безналичным способом;
- банковскую квитанцию, если платили наличными.
Квитанцию для оплаты можно сформировать на сайте ФНС — для этого воспользуйтесь сервисом «Уплата госпошлины».
Реквизиты для оплаты
Для оплаты сбора предприниматель должен заполнить типовую квитанцию с реквизитами получателя платежа и своими данными. В бланке указывается информация:
- О плательщике: ФИО, ИНН, адрес предпринимателя
- О получателе: наименование налоговой инспекции, ИНН, КПП
- Код города ОКТМО
- Банковский счет получателя
- Информация о банке-получателе: название, БИК, корсчёт
- Размер платежа - 160 рублей
- Дата взноса
Чтобы ФНС не отказала в прекращении деятельности, важно правильно оплатить государственную пошлину за закрытие ИП. Помните, регистрационные действия совершаются не во всех ИФНС, а только в определенных регистрирующих отделениях. Такие инспекции редко совпадают с территориальными, к которым предприниматель относится по адресу. Например, в Москве регистрирующая ИФНС всего одна на столицу. Не ошибитесь с реквизитами получателя, чтобы у налоговой не было причин для отказа в ликвидации.
Самый верный способ сформировать квитанцию на правильные реквизиты - воспользоваться онлайн-сервисом ФНС. В программе указываются только данные ИП, а система сама находит подходящий регистрирующий орган и указывает его реквизиты в бланке. Также, получить квитанцию с правильными реквизитами можно с помощью нашего сервиса. Мы подготавливаем не только квитанцию, но и заявление на ликвидацию ИП по всем требованиям ФНС и предоставляем возможность отправить документы в налоговую онлайн.
Надо ли сохранять оплаченную квитанцию? По закону, вы не обязаны этого делать - в инспекции факт оплаты могут легко проверить и подтвердить. Однако в непредвиденных ситуациях наличие чека может выручить: например, когда банк долго обрабатывает платеж, а вы уже приехали на сдачу документов - чек поможет доказать факт оплаты.

Как оплатить онлайн и офлайн
Оплата госпошлины за закрытие ИП может быть внесена наличными или онлайн. В первом случае предприниматель посещает банковское отделение с заранее распечатанной квитанцией, в которой указаны реквизиты подходящей инспекции. Для онлайн-оплаты также потребуется квитанция и правильные реквизиты.
Обратимся к онлайн-сервису ФНС, чтобы продемонстрировать пример - как оплатить государственную пошлину за закрытие ИП.
Инструкция по оплате
- На первой странице заполните данные о налогоплательщике. Тип плательщика - ИП.
- Выберите тип документа, который нужен вам для оплаты. Если вы будете вносить средства с расчетного счета ИП, укажите “платежное поручение”, если нужна квитанция для оплаты наличными - поставьте галочку в поле “платежный документ”.
- На следующем шаге описывается вид, тип и наименование платежа. Когда вы выбираете из выпадающего списка первые три значения, система автоматически подбирает код КБК и проставляет сумму в квитанции.
- На следующем этапе вы должны указать данные ИП - адрес регистрации, ФИО, ИНН, место фактического проживания.
- Теперь укажите способ оплаты и завершите заключающий этап.
По готовой квитанции можно произвести онлайн оплату. Если же вы захотите сохранить документ для оплаты наличными через банковский офис, то в последнем поле оставьте пустым значение “ИНН”. Тогда система предоставит возможность скачать заполненный бланк в PDF - вы распечатаете его и оплатите в банке.
Когда можно не платить госпошлину
При закрытии ИП госпошлина не платится в тех же случаях, как и при регистрации деятельности. Оплата обязательна только при подаче бумажных документов, а за регистрацию электронных бланков ФНС не требует пошлину.
Внести оплату только в 3-х случаях
- Когда сами подаете документы на закрытие ИП в ИФНС, в бумажном виде.
- Когда ваш представитель по доверенности подает бумажные документы в инспекцию
- Когда вы отправляете бланки по почте или курьером. В этом случае квитанцию нужно прикрепить к остальным документам.
В этих ситуациях госпошлину платить не нужно:
- При прохождении ликвидации онлайн на нашем сервисе
- При обращении к нотариусу (платная услуга ликвидации по ЭЦП нотариуса)
- При подаче документов в МФЦ. Специалисты в центрах сами сканируют бумажные документы и передают в ФНС в электронном формате.
Этапы снятия ИП с учета
Подготовка документов по способам подачи
Для закрывающихся ИП есть приятное известие - большой пакет документов вам не потребуется. Самое важное - правильно подготовить заявление №Р26001. ФНС принимает только актуальные бланки с информацией, внесенной в соответствии с правилами машиночитаемости бланков. Это значит, что вам придется внимательно изучить условия заполнения, требования к шрифту, пробелам, сокращениям и переносам или воспользоваться онлайн-сервисом, который заполнит заявление автоматически в соответствии со всеми правилами.
Кроме заявления, могут потребоваться документы, которые предъявляются в зависимости от способа подачи:
- Квитанция на госпошлину предъявляется, если документы подаются в бумажном виде в ИФНС - лично предпринимателем, почтой или представителем ИП. В этом случае нужно заранее оплатить 160 рублей, а квитанцию желательно предоставить при подаче. Если будете подавать данные на ликвидацию дистанционно, то платить госпошлину вам не потребуется, и квитанция не пригодится.
- Паспорт необходимо иметь при себе, если вы будете подавать документы самостоятельно в налоговую инспекцию или МФЦ. Паспорт удостоверяет личность заявителя.
- Доверенность от нотариуса потребуется вашему представителю, если вы доверяете подачу документов третьему лицу.
Подача данных в ИФНС по закрытию ИП
Отправить документы по ликвидации в налоговую сегодня можно разными способами:
- Онлайн через наш сервис, если хотите закрыть ИП без сотрудников, не посещая инспекцию лично. Нужные документы сервис сформирует автоматически и направит в ФНС по цифровой подписи.
- В ИФНС или МФЦ, в бумажном виде. Можно обратиться самому или доверить подачу представителю с оформленной на него доверенностью.
- Почтовой отправкой или курьером.
- С помощью нотариуса, по его ЭЦП. Удобный, но дорогостоящий способ подачи.
Получение уведомления о ликвидации ИП
Заявитель узнает о результате рассмотрения документов через 5 дней после их подачи. По умолчанию, ФНС направит уведомление по электронной почте, которую вы укажите в поле контактной информации в бланке Р26001. Если же в ликвидации будет отказано, в письме от ФНС будет написана причина.
При желании получить подтверждение прекращения деятельности в бумажном виде - не забудьте, что нужно поставить соответствующую отметку при подаче формы Р26001 и забрать распечатанный лист записи ЕГРИП по месту подачи.
Сроки подачи налоговой декларации для ИП на УСН
Следовать нашей пошаговой инструкции можно как при закрытии ИП на УСН без работников, так и с ними. Разница состоит в одном пункте - работодатели до подачи заявления должны уволить персонал в соответствии с нормами Трудового Кодекса.
В любом случае завершающий этап ликвидации бизнеса предпринимателя на упрощенном налоге - это подача налоговой декларации. Срок ее отправки в законе не прописан, но мы рекомендуем ориентироваться на разъяснения Минфина, в которых ведомство советует сдавать декларацию по УСН не позже 25 числа следующего месяца после закрытия ИП.